Белорусские предприятия по выращиванию цветов покрывают значительную часть годовых расходов за летний период. Однако рентабельность отечественного цветочного производства остается минимальной.
В интервью «Ежедневнику» начальник планово-экономического отдела одного из ведущих белорусских предприятий по выращиванию цветов КУП «Цветы столицы» Елена Игнатович рассказала, что цветочный бизнес имеет сезонный характер. Покупательский спрос активизируется весной и летом – это периоды свадеб и торжеств в учебных заведениях, а также во время осенних школьных праздников.
К этому сезону приурочено и производство продукции. В другие периоды выращивание цветов не прекращается, однако сведено к минимуму. Экономист объясняет, что зимой предприятия работают со значительными затратами, так как огромные средства расходуются на энергоресурсы, а спрос на продукцию значительно падает.
В целом предприятие «Цветы столицы» работает с рентабельностью 4-5%, рассказывает Елена Александровна. «Мы не считаем, что такая рентабельность – это плохо. Мы не гонимся за прибылью в 150-200% -- тогда продукция не будет доступна среднему покупателю. При продаже роз сумасшедших накруток, которые делают перекупщики импортных цветов, у нас нет. Максимум надбавки, какую делает наше предприятие, - это в среднем процентов 30 на 8 Марта».
Отечественные цветы в пунктах розничной торговли действительно стоят на порядок дешевле импортных. Белорусские производители торгуют своими цветами сами. Закупают у них продукцию и частные торговцы, однако таких не много, в чем убедилась журналист «Ежедневника», пройдясь по местам продаж цветов.
Оказывается, частникам продукция белорусских предприятий достается примерно по той же цене, что и заморские цветы. Но качество, по словам торговцев, уступает. Владелец одного из цветочных павильонов в подземном переходе рассказал, что белорусские поставщики иногда не точно выполняют заказ, а пытаются продать, «что выросло».
Беларуси сложно выращивать продукцию, которая могла бы конкурировать с Голландией. По мнению экономиста КУП «Цветы столицы», причина сложностей кроется в нескольких факторах.
Во-первых, это отсутствие опытных специалистов, владеющих современными технологиями. «Недавно мы вышли на голландскую технологию выращивания роз, - говорит Елена Игнатович. – Собираемся в скором времени отправить наших специалистов на стажировку в эту страну». Проблема усугубляется еще и тем, что белорусские учебные заведения практически не готовят агрономов-цветочников. Такая специальность появилась лишь недавно в сельскохозяйственной академии в Горках.
Кроме того, предприятию хотелось бы иметь льготные тарифы на энергоресурсы, говорит Елена Александровна. «Глядя на зарубежных перекупщиков, у нас считают, что цветы – это высокодоходный бизнес. Но производство – более сложный и затратный процесс, чем торговля готовым товаром».
Таким образом получается, что импортировать розы из Голландии является экономически выгодным. Тем не менее, Елена Игнатович считает, что белорусские цветы выращивать стоит в целях импортозамещения.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите
Ctrl+Enter