Оценить объем цветочного рынка Казахстана достаточно сложно. По разным оценкам, он находится в диапазоне от $30 до $100 млн. Налоговые органы не могут представить репрезентативные данные как в силу того, что подавляющее большинство предпринимателей, торгующих цветами, работают по упрощенной системе налогообложения, так и в силу неучитываемой стихийной уличной торговли. Участники рынка также не берутся оценить обороты своих многочисленных коллег по цеху.
Предложение vs спрос
Игроков рынка по размеру и масштабу бизнеса можно разделить на три категории: небольшие торговые точки, салоны цветов с широким ассортиментом услуг и высоким уровнем сервиса, а также крупные участники рынка с бизнесом полного комплекса, от производства или импорта товара до его продажи конечному покупателю через собственную торговую сеть. Кроме того, существуют компании, осуществляющие только посреднические услуги между торговыми точками и поставщиками.
«Участники рынка делятся на те компании, которые занимаются доставкой цветов самостоятельно, и те, которые покупают товар здесь, у местных производителей, то есть в теплицах или у посредников, – рассказывает Александр Баланзин, менеджер цветочной компании «Лужок». – Мы завозим цветы сами, так как это значительно влияет на цену, позволяя нам устанавливать ее почти в два раза ниже».
Некоторое представление об объеме цветочного рынка можно получить, если обратить внимание на данные Комитета таможенного контроля Минфина РК по годовому объему импорта цветов. Он в последнее время составляет около $20 млн в год. Учитывая тот факт, что, по оценке экспертов, импортная продукция составляет основную часть продаж, на эту цифру вполне можно опираться
Корпоративный цветник
Учитывая это, сегодня цветочные компании все больше внимания уделяют корпоративному сектору. В некоторых компаниях его доля превышает половину всех продаж. Корпоративным клиентам предлагается заключение годового контракта на обслуживание, который предполагает «цветочные» поздравления сотрудников, клиентов и партнеров со всеми праздниками в течение года. Понятно, что один такой контракт с крупной компанией в преддверии 8 Марта может значительно улучшить показатели прибыльности цветочной компании.
Кроме того, для корпоративных клиентов существуют услуги по озеленению офисов, а также оформлению композициями из живых цветов стоек ресепшен, приемных, кабинетов руководителей и других офисных помещений. То есть после заключения договора на обслуживание, где определяется периодичность обновления цветочных композиций, в офисе клиента цветочной компании регулярно появляются свежие и оригинальные букеты, радующие сотрудников, клиентов и партнеров. Дизайн композиций может быть создан с учетом брендбука клиента. Есть даже такие специальные предложения, как нанесение логотипа компании-клиента на бутоны роз.
Основная часть цветов, продаваемых в Казахстане, импортируется. Как правило, цветы завозятся из Латинской Америки, Африки и Голландии. Основными же производителями цветов в Казахстане являются компании ТОО «Кунарлы», ТОО «КХ «Mercur Green», ТОО Green House и группа небольших частных хозяйств, которые делят между собой этот сегмент рынка достаточно равномерно. Что касается спроса, то в цветочных компаниях сетуют на его низкий уровень и незначительную динамику роста, что обусловлено низким уровнем доходов населения. По их словам, среднему казахстанцу для покупки букета сегодня еще нужен повод
Виртуальная реальность
Таким образом, с целью увеличения объемов продаж продавцы цветов принимают немало креативных решений. Тем более они активизировались на фоне кризисных явлений в мировой экономике, которые не могли не отразиться на рынке цветов. «Кризис сильно повлиял на наш бизнес, – подтверждает Александр Баланзин. – После 2007–2008 годов объем продаж упал примерно в три раза. С 2009 года мы значительно расширили спектр услуг, активизировались в сети Интернет, увеличили затраты на рекламу. Однако вернуть те продажи сегодня все равно не удается».
Нельзя не отметить, что в настоящее время одной из главных тенденций торговли является активное развитие интернет-продаж. Не составляет исключения и рынок цветов. Что достаточно закономерно в нынешний динамичный век, когда все больше операций мы переносим в виртуальное пространство. Сегодня все более или менее крупные цветочные компании имеют не просто информационный ресурс в Интернете, но и вполне полноценную торговую точку. Интернет-магазин предлагает более десятка способов оплаты, среди которых оплата через интернет-кошельки, сети терминалов, банковские карточки другое. В некоторых случаях клиент через свой «личный кабинет» может следить за ходом доставки, вносить корректировки, получать информацию о доставке цветов с фотоотчетом. Большинство цветочных компаний, представленных в Интернете, являются участниками международных партнерских программ, что позволяет им принимать от клиентов заказы на доставку цветов в любую точку мира.
«Учитывая средний уровень зарплат, людям зачастую не приходится думать о цветах, – поясняет Александр Баланзин. – То есть если в Европе, скажем, в Голландии, Германии или Бельгии, порядка 75% населения покупают цветы 1–2 раза в месяц, то в Казахстане и странах СНГ такой же регулярностью могут похвастаться лишь приблизительно 3–4% людей. Это объясняется низким уровнем жизни. Ведь человек в первую очередь думает об основных нуждах – еда, одежда, крыша над головой, а уже потом – о прекрасном». По словам эксперта, за последние 10 лет уровень спроса вырос лишь на 2–3%
Региональный аспект
Как и в большинстве сфер казахстанского бизнеса, наибольшая активность цветочного рынка сконцентрирована в Алматы, где и находится оптовый центр. Сюда прибывает большая часть импортируемой продукции и отсюда затем распространяется по остальным регионам республики. Алматы лидирует среди других городов Казахстана не только по объемам спроса, но и по взыскательности и активности клиентов. Как отмечают в цветочных компаниях, экзотические и редкие сорта цветов могут быть востребованы только в Алматы и, возможно, Астане. В остальные города отправляется только традиционный ассортимент. В целом Алматы и Астана потребляют около 70% всего объема цветов.
Не все то золото…
Говоря о цветочном бизнесе, нельзя не отметить, что этот вид предпринимательства входит в пятерку самых популярных в мире. Во-первых, считается, что цветы всегда востребованы, в любые времена и при любых условиях. Во-вторых, цветочный бизнес связан с позитивными эмоциями, которые цветы дарят клиентам. Кроме того, если говорить просто о торговой точке, то этот бизнес-проект имеет достаточно небольшой срок окупаемости. По оценкам экспертов, от шести месяцев до полутора лет. В целом считается, что этот бизнес достаточно прибыльный.
Но так ли все просто? Конечно, как и любой другой, цветочный бизнес имеет свои тонкости, сложности и риски. По словам игроков цветочного рынка, это достаточно сложный, кропотливый, трудоемкий и рискованный бизнес.
Одним из главных залогов успеха бизнеса, как известно, является персонал. А в таком клиентоориентированном бизнесе, как цветочный, – тем более. Персонал в цветочном салоне должен быть достаточно профессиональным, при этом доброжелательным и вежливым. Не секрет, что рынок труда в Казахстане испытывает дефицит кадров необходимого уровня профессионализма и самоотдачи.
Однако нехватка персонала – это не главная сложность, с которой сталкиваются цветочные компании. Очень большие риски сопряжены с закупкой цветов: необходим правильный расчет их количества, ассортимента; надо знать, какие именно цветы будут пользоваться спросом. Кроме того, цветы – скоропортящийся товар, поэтому при любой задержке в цепочке от места их закупки до магазина цветочный бизнес несет большие убытки. Необходимо учитывать, что много в доставленных цветах бракованного товара и очень высок процент списания цветов.
«Уже сразу после получения какой-то процент товара выбрасывается, – сетуют наши эксперты. – То есть пока товар идет в Казахстан, он уже частично становится негодным. Затем уже здесь на качество товара может повлиять, например, погода, или сроки реализации могут затянуться. Товар приобретает нереспектабельный вид и уже подлежит списанию».
Учитывая же тот факт, что основная часть товара импортируется, имеют место и валютные риски. При нынешней волатильности курсов валют бизнес цветочных компаний, закупающих товар в одной валюте, а продающих в другой, не может быть не сопряжен со значительными рисками.
Нельзя не отметить и самый главный с точки зрения специфики бизнеса фактор – сезонность. Как известно, объемы продаж цветов в течение года сильно разнятся. Кроме 8 Марта, повышение спроса отмечается и в ряд других праздников, но, естественно, не такое значительное. Это 14 февраля, 9 Мая, пора школьных праздников и экзаменов в конце мая и начале сентября.
Летом продаж практически нет. Около 30% продаж происходит в марте и апреле. Остальной объем практически равномерно распределен в течение всего оставшегося года, летом несколько снижаясь и с сентября увеличиваясь.
В числе существующих трудностей для компаний-импортеров также отмечается сложность таможенного оформления. Крайне длительная процедура не лучшим образом отражается на скоропортящемся товаре. Поэтому намного проще закупать товар у посредников. Но все эти шаги по сокращению посреднической цепи направлены на то, чтобы сделать товар максимально доступным для людей и увеличить продажи.
Цветочные перспективы
Таким образом, одним из главных инструментов, направленных на повышение продаж, цветочные компании видят эффективную ценовую политику. Времена 300%-ной маржи давно прошли. Сейчас реальной является наценка к цене цветка около 100%. Это, конечно, высокий коэффициент, но он в полной мере оправдан факторами риска, о которых упомянуто выше. Более того, в цветочных компаниях говорят о том, что повышение цен в преддверии и на сами праздники обусловлен пропорциональным повышением цен у мировых производителей.
Доминирование импорта на рынке также обусловлено ценовыми факторами. Себестоимость розы, выращенной в Африке или Южной Америке, значительно ниже себестоимости розы казахстанской. Таким образом, даже с учетом расходов на транспортировку и брак конечная стоимость товара на прилавке практически равна цене местного цветка. При этом качество местных цветов уступает импортным.
Кроме того, спектр представленных местными производителями видов и сортов цветов также не в полной мере отвечает потребностям покупателей.
В целом в ближайшей перспективе, по мнению участников рынка, прирост объемов цветочного рынка можно обеспечить лишь снижением цен. Что может быть обеспечено, в частности, развитием отечественного тепличного хозяйства. Более того, при развитии рынка в этом направлении возможно увеличение объемов экспорта. Пока Казахстан экспортирует цветы только в Россию и объем поставок исчисляется лишь десятками тысяч долларов США, но потенциал развития казахстанского цветочного бизнеса в этом направлении, без сомнения, есть, тем более в свете новых таможенных соглашений между Россией и Казахстаном.