Отшумели один за другим главные "цветочные" праздники года: День св.Валентина и 8 Марта. Предприниматели подсчитывают полученную прибыль, причем выражение "это только цветочки, ягодки еще впереди" никак не вяжется с оценочными показателями белорусского рынка срезанных цветов.Ибо в 2003г. его оборот превысил 80 млн. USD, и это при том, что на каждую белорусскую женщину приходится пока не более 10 цветов в год. Что же будет, когда цифра вырастет в 2--3 раза?
Производители и импортеры
Во многих странах мира есть дни, когда резко возрастает спрос на цветы. У нас это 8 Марта, начало и окончание учебного года в школах, другие праздники. Некоторые страны импортируют сотни тысяч тонн срезанных цветов. Например, только через аэропорт Майами в США ежегодно их ввозится около 400 тыс. тонн.
Правительства некоторых зарубежных стран и Международное агентство развития в последнее время пропагандируют цветочный бизнес в качестве альтернативы производству традиционных тропических культур с нестабильными ценами на мировом рынке (кофе, бананы, пальмовое масло и др.). К примеру, в Колумбии наращивание промышленного цветоводства с помощью Агентства международного развития США стало альтернативой выращиванию коки -- сырья для производства кокаина. Ныне в Колумбии сосредоточено 11% мирового производства цветов, и эта страна занимает второе место после Голландии в их экспорте. В выращивании роз, гвоздик и более 50 других видов цветов занято 75 тыс. человек, а объем экспортных поставок оценивается примерно в 780 млн. USD!
Всего международная промышленность срезанных цветов производит продукции на 30 млрд. USD ежегодно. А это в несколько раз больше, чем объем мирового рынка сельскохозяйственных тракторов, на участие в котором делает ставку, к примеру, наша страна.
Нам пока такие объемы не грозят, однако уже то, что за последние пять лет оборот импортных поставок срезанных цветов (только по официальным данным) вырос в три раза, говорит о многом. Можно смело прогнозировать, что и в ближайшие несколько лет этот пока еще остающийся в тени сегмент рынка будет расти на 20--25% ежегодно. При этом определить участие местных производителей в этом процессе невозможно из-за отсутствия официальной статистики. Как правило, отечественные тюльпаны, розы, гвоздики, хризантемы и ромашки появляются лишь к праздникам, но и тогда их доля не превышает 10% рынка. Ситуация может улучшиться лишь с переводом цветочных хозяйств на круглогодичное выращивание цветов.
В этой связи для нас интересен опыт россиян: недавно московское правительство приняло решение о модернизации к 2005г. всех цветочных хозяйств города. Видимо, там поняли, что цветы это не просто украшение, но и выгодный бизнес. В Беларуси пока себестоимость отечественных цветов довольно высока, потому что промышленное производство цветов -- высокотехнологичный бизнес, а у большинства наших тепличных хозяйств недостаточно средств на его модернизацию, и предприниматели сетуют, что многое сегодня приходится делать буквально вручную. Кроме того, не следует забывать и о том, что львиной составляющей себестоимости любой тепличной продукции являются затраты на энергоносители. И нам вряд ли когда-либо удастся снизить их до уровня Нидерландов, омываемых теплым Гольфстримом.
Что же касается качества белорусских цветов, то, по мнению флористов, работать с импортным материалом проще и удобнее, так как каждый цветок строго соответствует стандартам качества. Хотя отечественные цветы по своему красивы, ароматны и даже дольше стоят в букете, занимая свою нишу в так называемых "коротких" сортах роз.
Действительно, сегодня наши цветы не могут полноценно конкурировать по качеству с элитными сортами всегда востребованных голландских роз. Современная западная селекция развивается очень динамично и имеет давние традиции.
Кроме того, не следует забывать и о таком сдерживающем факторе (не только для развития цветочного бизнеса, но и бизнеса вообще), как отсутствие земельной реформы. Пока земельный вопрос в стране не урегулирован, не стоит рассчитывать на частные инвестиции в данную область, да и в сельское хозяйство (за исключением перерабатывающей отрасли). Ибо вкладывать капитал в землю, с которой тебя могут в любое время "попросить", может, наверное, только не слишком умный инвестор.
Вот почему основные закупки срезанных цветов в Беларуси делаются через крупных российских импортеров по двум направлениям: Нидерланды и Эквадор. Цветы закупаются на аукционах работающих по схеме так называемого голландского аукциона, когда на демонстрационном табло цена за ту или иную партию ароматного товара стремительно снижается. Побеждает тот, кто вовремя успевает "остановить мгновение". В среднем каждый цветок, купленный на аукционе, обходится покупателю в пять центов, а попадая на прилавок, стоит уже 1,5--5 USD.
Пока цветочный бизнес в республике распылен и не сконцентрирован хотя бы в нескольких крупных торговых сетях, вряд ли следует ожидать резких скачков объемов реализации цветочной продукции. Ведь фактически цветы никто не рекламирует как товар. Мелким предпринимателям это не под силу, а цветочных "акул" у нас еще нет. То же происходит и с флористикой, дизайном, услугами по доставке и иным отсутствующим сервисом.
Так что появление крупных сетевых игроков на этом рынке может его изрядно встряхнуть, тем более что уже сегодня цветочный бизнес по своему объему в несколько раз превышает весь рынок подержанных и новых авто, а по рентабельности, особенно в праздничные дни, ему просто нет равных.
Контрабандный аромат
Российский рынок в силу того, что основные поставки срезанных цветов в Беларусь идут через крупных российских импортеров, может подсказать действительное состояние дел на этом сегменте белорусского рынка.
Из-за недобросовестных импортеров цветы считаются российскими таможенниками одним из "товаров риска". Фирмы-импортеры не афишируют данных относительно истинных объемов импорта. По неофициальным подсчетам экспертов, годовой оборот только московского рынка цветов составляет примерно 500 млн. USD. Большая часть (от 70% и выше) цветочных оборотов приходится на рынок импортной срезки. Оставшаяся от большого пирога сумма делится между такими сегментами рынка, как доставка цветов, цветочный дизайн, торговля через Интернет и пр.
Косвенно о состоянии российского цветочного рынка можно судить по высказываниям представителей Голландского совета цветоводов, которые предполагают, что в ближайшие 10 лет Россия выйдет на второе после Германии место среди импортеров голландских цветов (на сегодняшний день Россия входит в десятку крупнейших клиентов голландских цветочных аукционов). Но в денежном эквиваленте российский рынок цветов не подсчитывают даже голландцы.
В то же время Нидерланды -- не единственная страна, где российские бизнесмены закупают цветы. Вторым по значимости экспортером в Россию срезанных цветов является Эквадор. Кроме того, в таких странах, как Коста-Рика, Мадагаскар и Филиппины российские импортеры, минуя посредников с их аукционами, заключают прямые договоры с фермерами, что делает поставляемую продукцию еще более дешевой.
Известны некоторые механизмы работы двух вариантов импорта. Ранее нелегально импортировали цветы, проходившие таможенную регистрацию под видом "зелени для украшений букетов", что уменьшало ставку пошлины с 25 до 5% и позволяло увеличивать объемы продаж цветов за счет более низких цен. После унификации ставок таможенных пошлин подобное жульничество стало невозможным. На сегодняшний день ставка унифицирована до 15% для всей цветочной продукции, будь то сами цветы или растения для оформления букетов. Кроме того, ГТК России обязал каждого поставщика иметь стандартную коробку и упаковывать в нее определенное количество цветов -- объем зелени, использующейся для оформления букетов, не должен превышать 20% от общего количества цветов.
Но тут же нашелся другой вариант: заграничные розы, герберы, лилии и прочий "живой товар" декларируются в таможенных документах как газонная травка и т.п. (что минимум в 5--6 раз дешевле настоящего цветка), затем оплачиваются все таможенные платежи (мизерные для такого товара), и далее цветы попадают на рынок. Ясно, что подобные фокусы обходятся предпринимателям не бесплатно: чтобы безнаказанно выдать розу за газонную зелень, нужно заплатить всем заинтересованным лицам. И все равно "серый" импорт оказывается выгоднее "белого" -- по неофициальным данным, сумма таможенных платежей, включающая в себя НДС, таможенную пошлину и вознаграждения всевозможным посредникам, как минимум в два раза меньше, чем в случае с "белым" импортом.
Информация о том, сколько после всех поборов остается в кармане импортера, тоже покрыта мраком. Есть мнение, что единственная фура, привезенная ко Дню св. Валентина или к 8 Марта, может обеспечить предпринимателю сытую жизнь в течение всего года.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ, Экономическая газета